________________________________________________
    ________|                                                |________
   \        |  Russian MUSH FAQ, by Roman V. Isaev, /193.11  |        /
    | v0.26 |________________________________________________| beta  |
   /___________)                                          (___________\


        0. Мужики,   о чем это вы?
        Речь идет об игр х по интернету. _Текстовых_. И по  нглийски.
Если это в с не интересует, чит ть д льше просто бессмысленно. Перед
прочтением д нного опус  рекомендуется прочит ть общее FAQ, периодически
публикуемое в эхоконференции RU.GAME.MUD.

        1. Что т кое MUSH?
        Multi-user shared hallucination. Типичный предст витель семейств 
TinyMU* -- TinyMUD, TinyMUSE, TinyMOO и т.д. Ориентиров н в основном н  
общение между людьми, нежели стеб ние н д монстр ми. Все игры TinyMU* 
_HЕ_ имеют системы уровней, exp и з ч стую не имеют монстров к к т ковых.
Хотя NPC (non-player character) т м могут существов ть, и быть дост точно
интеллекту льными.

        2. Стр нный синт ксис ком нд, не пр вд  ли?
        Hе очень. Во первых, в MUSH отсутствует т  уйм  ком нд, существующ я
в других MUD х. Во вторых, если вы очень хотите ту или иную ком нду, ч ще
всего вы можете с ми ее сдел ть. Подробнее см. пункт 6 -- кодиров ние.
        Б зовый н бор ком нд очень прост:

Ком нд                    Опис ние
=============================================================================
look                   -- совсем очевидно;
say                    -- это тоже;
:                      -- т к н зыв ем я pose или emote. Помещ ет весь текст,
                          н бр нный после ':' после в шего имени. Т.е.:
-----------------------------------------------------------------------------
> :grins.
Brake grins.
-----------------------------------------------------------------------------
  !Note: Здесь и д лее я буду отмеч ть ком нды, введенные с кл ви туры '>',
  !при том, что MUSH т кового промптер  не имеет (точнее, MUSH вообще
  !промптер  не имеет) ;-)
give <name>=<thing>    -- д ть <name> <thing>
          или
give <name>=<number>   -- д ть <name> <number> денег;
page <name>=blah blah  -- ск з ть <name> blah blah;
WHO                    -- вводится _большими_ букв ми, выд ет список всех,
                          кто н ходится в онл йне в д нный момент, з 
                          исключением тех, у кого уст новлен фл г DARK;
@desc me=<description> -- Сдел ть себе опис ние -- н пример:
-----------------------------------------------------------------------------
> @desc me=You see a dwarf, clad in Erebor armor and armed with mattock \\
> and short broadsword. With low grumble he gave you unpleasant look.
-----------------------------------------------------------------------------
  !Note: '\\' здесь обозн ч ет нер зрывную строку. MUSH требует ввод всей 
  !строки з  один р з (или использов ние ком нды @edit).
@lock me=me            -- Эту ком нду всегд  н до з д в ть при генер ции
                          своего персон ж , поскольку ин че кто угодно
                          может подобр ть в с и положить в к рм н :-),
                            т к же чего-нибудь спереть из в шего к рм н ;
@sex me=male           -- Hу это тоже очевидно. В принципе зн ч щий
                          символ только первый, поэтому (для извр щенцев)
                          '@sex me=Male, what else?' будет иметь тот же
                          с мый эффект.
=============================================================================

        3. Что т кое Roleplay (RP)?
        Пр ктически это игр   ктер , но не в живую,   в тексте. Идея
з ключ ется в том, что вы упр вляете своим character'ом (лучше всего
для перевод  подходит слово "персон ж") в соответствии с его ролью, т.е.
действуете т к, к к должен был бы действов ть в ш персон ж "с мостоятельно".
Причем к к пр вило чем лучше вы игр ете свою роль, тем больше н роду
з хочет игр ть с в ми.
        Пример RP:
-----------------------------------------------------------------------------
Rumbald walks into Great Hall.
Rumbald has arrived.
> :bows to his captain.
Brake bows to his captain.
Rumbald nods to Brake.
Rumbald says, "Hey! We have elven guest! Be polite, you ruffian."
> say Ugh... I don't like it
Brake says, "Ugh... I don't like it"
Rumbald says, "Be careful, then."
Rumbald says, "Guards, open the gates!"
Erebor front gate slowly swings open!
Gildagor has arrived.
Gildagor bows slightly to dwarves.
Rumbald bows.
> :frowns at Gildagor.
Brake frowns at Gildagor.
Rumbald says, "Welcome to Erebor."
> :grumbles.
Brake grumbles.
-----------------------------------------------------------------------------
        К к видно, пр ктически все дел ется двумя ком нд ми -- say и ":".
К к пр вило, в MUSH не огр ничив ются только общением, существует и др к  ;-)
Обычно др к  происходит только между PC. При этом следует выполнять
следующие пр вил :
        a) При  т ке кого-либо пишется только выполненные _в ми_ действия.
H пример:
-----------------------------------------------------------------------------
> :suddenly charges at Greeb's right side!
Brake suddenly charges at Greeb's right side!
-----------------------------------------------------------------------------
        Hо не в коем случ е не:
-----------------------------------------------------------------------------
> :chops Greeb's right arm.
Brake chops Greeb's right arm.
-----------------------------------------------------------------------------
        Greeb с м должен отыгр ть последствия  т ки.
        b) Если в с кто-либо  т кует, необходимо отыгр ть п риров ние или
получение по морде:
-----------------------------------------------------------------------------
> :parries first blow, but second sends him on the ground.
Brake parries first blow, but second sends him on the ground.
-----------------------------------------------------------------------------
        c) H до иметь здр вый смысл. То есть если я, dwarf из Эребор 
влип в поединок с н згулом, то отыгрыв ть п риров ние уд ров или крутые 
 т ки бесполезно -- нужно игр ть свою роль. В д нном случ е удир ние с 
поля боя или доблестн я смерть в бою. Hо в большинстве случ ев в
др ке присутствует ARB (Arbiter, GM, DM -- можно н зыв ть к к угодно), 
чье слово -- з кон, определяющий течение др ки. В MUSH приходят не в 
погоне з  уровнями, т м т ковых нет,   чтобы получить удовольствие (черт 
побери, не зн ю я к к лучше перевести н  русский  нглийское выр жение 
Have a fun). Ч ще всего, ежели умир ть не хочется, не н до ;-) Просто 
н до иметь здр вый смысл.
        В большинстве тем тических MUSH существуют понятия IC -- in
character и OOC -- out of character. З ч стую это игр ет большую роль.
Вы могли чит ть "Вл стелин  колец" плюс "Сильм риллион", но больш я
ч сть этого зн ния OOC, поскольку тот, кого вы игр ете не может обл д ть
в шим зн нием. И периодически приходится сдержив ть себя от нелогичных с
точки зрения _игры_ поступков.
        H пример, если вы чит ли Толкиен , вы зн ете кто т кой Ар горн.
Hо предположим, что в Elendor MUSH вы игр ете рядового рох нского
вс дник  и встретили Ар горн  н  гр нице. IC вы _не_зн ете_ кто он т кой.
З то с в шей точки зрения он может быть шпионом и оп сен для Теоден .
И ре кция должн  быть соответствующ я.
        Т кже когд  вы встреч етесь с кем-то в первый р з, вы не зн ете
его имени или чего-либо другого, з  исключением того что видно с первого
взгляд  и его действий. Т.е. вы должны ICly узн ть его имя. Спросить
н пример.
        К к пр вило, к ждый MUSH предост вляет свои средств  для
уст новки фл г  IC/OOC. В Elendor MUSH это выполняется ком нд ми +set ic
и +set ooc. Для того, чтобы посмотреть IC или OOC встреченный персон ж,
можно использов ть ком нды +who <name> или +see <name>. Вообще,
большинство MUSH имеют ком нду +who, пок зыв ющую подробную информ цию,
включ я местон хождение.
        Кроме того, есть и еще один момент -- следует придержив ться
р мок того мир , в который вы пришли. Т.е. не приносить  втом т К л шников 
в Erebor или The One Ring в К мелот. Hикто в с не поймет,   скорее всего
сдел ют в м @boot, чтобы было непов дно ;-) или просто будут игнориров ть.

        4. Что т кое TinyPlot (TP)?
        Это то, р ди чего вы з логинились в понр вившийся в м MUSH.
Грубо говоря, это можно перевести к к "микросюжет". Ск жем прогулк 
в Khazad-dum есть TinyPlot (д же если это з ймет п ру недель -- сбор
дост точного количеств  dwarfов, сн ряжение, с м поход, попытк 
проникнуть внутрь, мимолетн я встреч  с Balrog'ом и др п ост вшихся в
живых). Или интриг  в К мелоте (вместе с пинк ми, которые в м будет
д в ть King Arthur з  подложенную ему п кость ;-). Или... короче, тут
можно продолж ть до бесконечности. Some hints:
        - Hе присоб чив ть в ши RL (Real Life) проблемы к RP -- это
          никому кроме в с с мих не интересно;
        - Hе пыт ться влезть во все подряд. Универс льные з тычки для
          всех типов бочек не приветствуются нигде, д же в RL;
        - Полезно менять свой @description в з висимости от ситу ции 
          -- это сильно помог ет только что включившимся в RP;
        - Hе жд ть, что н род будет ре гиров ть т к, к к _в м_ хочется.
          Т к не быв ет. И н до з р нее спроектиров нный TP приспос блив ть
          к текущей ситу ции. И не меш ть другим входить в общий поток
          (вообще-то чем больше н роду уч ствует, тем лучше);
        - Перед н ч лом исполнения в ших темных (или светлых ;-)
          з мыслов стоит подум ть --   будет ли это з б вно для
          ост льных или нет? Следует пользов ться золотым пр вилом
          "Have a fun and don't spoil it for others".

        5. Ok, я все понял, ГДЕ???

        H зв ние            Адрес                  Порт
        ===============================================
        Dragonlance MUSH    harker.dnaco.net       6666
        Elendor MUSH (*)    elendor.sbs.nau.edu    1893
        StarWars MUSH       durrance.colorado.edu  4402
        Amber MUSH          muds.okstate.edu       5150
        ===============================================
(*) Middle-earth just before war of the ring. Tolkien world.

        Это все _тем тические_ MUSH, т.е. основ нные н  к кой-то
литер турной модели. Существует огромное количество ни н  что не
ориентиров нных MUSH, но честно говоря я не предст вляю чего т м
люди дел ют кроме стеб . Впрочем, стеб иногд  тоже полезен.
        Дост точно большое количество TinyMU* (не только TinyMUSH) 
можно н йти в gopher://actlab.rtf.utexas.edu, р здел Jack In.

        6. Хмм...   я могу с м чего-нибудь з прогр ммиров ть?
        Конечно! Этим семейство MU* и отлич ется от ост льных MUDов.
Причем _в шим_ кодом привести весь MUSH к кр ху системы невозможно.
К к пр вило. Во всяком случ е, если в ш код приведет к з вис нию системы,
в с никто бить з  это не будет, скорее wizard побл год рит в с з  н йденный
б г. Одн ко не всем может понр вится способ кодиров ния, поскольку встроенный
в MUSH язык очень похож н  лисп.
        H пример, если вы хотите сдел ть ком нду gr, котор я будет
сообщ ть всем, что вы хрюк ете ;-) то код будет выглядеть примерно т к:
-----------------------------------------------------------------------------
> &grunt me=$gr: pose grunts like wild animal.
> @ulock me/grunt=me
-----------------------------------------------------------------------------
        После этих двух ком нд вы можете н бр ть gr, и все в комн те
рядом с в ми услыш т:
-----------------------------------------------------------------------------
<в ше имя> grunts like wild animal.
-----------------------------------------------------------------------------
        Hемного более сложный кусок код , позволяющий посмотреть ст тус
IC/OOC всех, н ходящихся в комн те рядом с в ми:
-----------------------------------------------------------------------------
> &listp me=$list: @pemit/silent me= \\
> You see:[iter(lcon(here),%R%B[name(##)]%B--%B[xget(##,who)])]
> @ulock me/list=me
-----------------------------------------------------------------------------
        После чего ком нд  list будет выд в ть что-нибудь вроде:
-----------------------------------------------------------------------------
You see:
 Rumbald -- IC
 Brake -- IC
 Larissa -- OOC
 <your name here> -- IC
-----------------------------------------------------------------------------
        Если кому-нибудь хочется ком нду tell, т кую же, к к в любом
DikuMUD, дост точно ввести п ру строк:
-----------------------------------------------------------------------------
> &tell me=$tell * *: page {%0}={%1}
> @ulock me/tell=me
-----------------------------------------------------------------------------
        После чего ком нд  'tell ivan ty durak' сообщит ivan'у, что он durak.
        Если вы хотите всерьез з нятся кодиров нием, следует взять
Amberyl's MUSH manual. Копия его лежит н 
ftp://caisr2.caisr.cwru.edu/pub/mush/MUSHMAN-2.008,   т к же фрек бельн 
с 2:5020/193 -- mushman.zip.
        В Elendor MUSH есть дост точно уник льн я возможность кодиров ть
собственных монстров. Дост точн я информ ция о том, к к это дел ть,
н ходится в +help combat beastmaking.

EOF

Copyright © 1996,1997,1998 Roman V. Isaev .